Вот какая страна существует на свете,
Здесь не взрослые правят делами, а дети…
В процессе становления современного демократического общества в России должна активно участвовать молодежь. Эффективным инструментом такого участия являются молодежные активные организации, и в частности органы ученического самоуправления, работа в которых помогает обучающимся сформировать активную гражданскую позицию, выявить лидерские качества, внести позитивный вклад в жизнь школы
Ученическое самоуправление – это движение, которое представляет собой организованную деятельность детей. Она направлена на удовлетворение потребностей ребенка в самостоятельности, общении, самореализации и ориентирована на какую-либо цель или идею.
В нашей школе за основу ученического самоуправления была принята модель «Демократическая республика». Основной принцип которой, инициатива, идущая снизу от самих обучающихся.
Демократическая республика – это реальное ученическое самоуправление, позволяющее школьникам брать на себя определенную часть ответственности за дела в школе. Это эффективный деловой тренинг старшеклассников, который помогает сформировать актив ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Это возможность реального служения местному сообществу с помощью социальных проектов и других реальных дел, реализуемых ученическим самоуправлением по своей инициативе и своими силами.
Это педагогическая технология, позволяющая включить в развитие воспитательного пространства в местном сообществе практически всех участников образовательного процесса (детей, подростков, старшеклассников, их родителей, педагогов, представителей общественности и т.д.)
Это практическая подготовка команды для участия в молодежном фестивале «Диалог цивилизаций" – встрече активистов ученического самоуправления муниципальных образовательных учреждений
Данная технология моделирует жизнь демократической республики со многими необходимыми атрибутами:
- политическая система общества;
- система органов государственной власти;
- собственная правовая база.
Цель: создание системы школьного ученического самоуправления в образовательном учреждении на основе использования игровых технологий и возможностей, предоставленных Законом.
Задачи:
- обновление содержания жизни школьного коллектива, прежде всего силами самих учащихся;
- воспитание ученического актива, способного вести за собой ровесников, развитие эмоционально-волевой сферы личности, особенно таких качеств, как инициативность, предприимчивость активность, ответственность;
- воспитание уважения к истории своего народа, страны, терпимости к инакомыслию, мнению другого человека, потребности во взаимопонимании и помощи тем, кто в ней нуждается;
- повышение экономической и правовой грамотности учащихся.
Большое значение для нормального функционирования ученического самоуправления имеет нормативно-правовая база
Нормативные документы, регулирующие вопросы школьного самоуправления:
1.Внешние:
o Конвенция о правах ребенка;
o Конституция РФ;
o Закон РФ «Об образовании»;
o Типовое положение об образовательном учреждении;
o Всеобщая декларация прав человека.
2. Внутренние:
- Устав МОУ СОШ №10;
- Положение об ученическом самоуправлении.
Знакомство с технологией "Демократическая республика" произошло
в марте 2005 года во время семинара организованного на базе 47 школы, который назывался «Комплексная программа развития самоуправления детских и молодежных объединений в местных сообществах», где была представлена модель ученического самоуправления «Демократическая республика».
Следующий шаг -
Вынесение вопроса о запуске модели "Демократическая республика" на педагогический совет, который состоялся 30 августа 2005 года.
Было разработано Положение об ученическом самоуправлении.
1. Формирование групп консультантов. Проведение
консультаций по предстоящим выборам и референдуму.
2. Регулярное информирование учащихся, педагогов и
родителей о правилах игры, этапах ее проведения.
3. Формирование Избирательной комиссии.
4. Проведение конкурсов на лучший флаг, герб.
5. Участие в фестивале «Диалог цивилизаций»
Технология делится на две части – политическая часть игры и законодательная часть.
Политическая часть игры:
o Регистрация избирательных объединений;
o Ведение предвыборной кампании;
o Выборы в парламент.
Был избран парламент в составе 6 человек:
• Кальченко К. 11В
• Строконова В. 10Б
• Кузовкин Д. 9Б
• Марчуков П. 11Б
• Антипова Е. 9В
• Завалюева В. 10А
В Работа Парламента началась с формирования комитетов и создания собственной нормативной базы.
? Марчуков П., Кальченко К. – совет образования
? Строконова В.,Данилова Н. – совет дисциплины и порядка
? Антипова Е. – совет здравоохранения и спорта
? Ермакова Т. – совет организации досуга
? Завалюева В. – пресс-центр
? Кузовкин Д. – совет по патриотической работе
Были приняты
? Регламент деятельности законодательного
органа ученического самоуправления
? Закон о выборах Парламента
? Закон о референдуме
Был разработан проект школьной Конституции
Методика работы по самоуправлению ведется в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с учащимися, делается акцент на самостоятельность и поисковую деятельность самих обучающихся, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий, расширяя сферу деятельности и круг участников.
При реализации самоуправления используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра – это один из способов развития в ребенке его творческих способностей, воспитание нравственности, ответственности и лидерства. В рамках самоуправления игровая педагогика использует деловые, ролевые игры (Дни дублера, выборы в школьный парламент, игра «Диалог цивилизаций»)
Проведение конкурсов на лучшее название государства, флага, герба.
План работы Парламента:
? Организовать выпуск школьной газеты.
? Оказание помощи в проведении школьных мероприятий.
? Ввести работу школьной копилки.
? Помощь в организации дискотек.
? Провести акцию «Конфетку за сигарету».
1 Отчет школьного Парламента перед ученической ассамблеей
2 Проведение специального заседания школьного Парламента с рассмотрением вопроса об итогах проведенной работы;
3 Подготовка очередных выборов. Принятие школьной Конституции.
Ожидаемые результаты:
- Приобретение личного опыта демократических навыков, его осмысление учащимися;
- Включение учащихся в социально-значимую деятельность;
- Освоение основных демократических процедур гражданского общества;
- Формирование навыков ориентирования в правовом пространстве;
- Формирование умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- Сотрудничество педагогов с учащимися.
Демократия —
это когда люди управляют людьми во благо людей (Линкольн).